Регистрация иностранных граждан по месту пребывания

Содержание статьи 
  1. Действия иностранного гражданина при оформлении миграционного учета
  2. Кто может являться принимающей стороной
  3. В каких случаях иностранный гражданин должен лично обратиться по вопросу оформления регистрации
    Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
  4. Статья 14. Обязательность регистрации иностранных граждан по месту жительства. 
  5. Статья 15. Основание для регистрации иностранных граждан по месту жительства
  6. Статья 16. Порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства
  7. Статья 17. Документы, необходимые для регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства
  8. Статья 18. Сроки регистрации иностранных граждан по месту жительства
  9. Статья 19. Основания для снятия иностранных граждан с регистрации по месту жительства.

После прибытия иностранного гражданина или лица без гражданства (далее в данной статье – иностранного Регистрация иностранных граждан по месту пребываниягражданина) к месту своего пребывания на территории России ему следует побеспокоиться об оформлении регистрации по месту пребывания (о постановке на миграционный учет по месту пребывания).

Или, если быть точнее, то ему необходимо в установленном порядке, с соблюдением соответствующих сроков выполнить свою прямую обязанность и обратиться к принимающей стороне по вопросу оформления учета (регистрации) по месту пребывания.

Подача уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания

Заполнение уведомления о прибытии онлайн

Следует знать, что иностранный гражданин, прибывший на территорию России и не имеющий права на проживание (временное или постоянное) на ее территории, имеет право исключительно на временное пребывание в России.

Это означает, что он может оформить только миграционный учет по месту пребывания. Право на регистрацию по месту жительства у него отсутствует.

Иностранному гражданину следует неукоснительно соблюдать установленные российским законодательством правила регистрации по месту пребывания, так как это его обязанность.

Срок постановки на миграционный учет иностранных граждан в РФ

За нарушение режима пребывания на территории страны (а также правил въезда в Россию) предусмотрена очень серьезная административная ответственность в виде административного штрафа и, в некоторых случаях — в виде административного выдворения за пределы России (ст. 18.8. КоАП РФ).

Хотелось бы обратить внимание, что в повседневной жизни миграционный учет (регистрацию) по месту пребывания очень часто еще называют временной регистрацией или временной пропиской иностранного гражданина. Но это не верно.

Поэтому во избежание в будущем при чтении статей данного раздела нашего сайта путаницы хотелось бы сразу же обратить особое внимание: для всех без исключения иностранных граждан и лиц без гражданства российское законодательство на территории страны предусматривает только два, своего рода, вида регистрации: учет (регистрация) по месту пребывания (аналог временной регистрации или временной прописки), которую мы и рассматриваем в данном разделе нашего сайта, а также регистрацию по месту жительства (аналог постоянной регистрации или постоянной прописки).

 О регистрации по месту жительства постоянно проживающих в России иностранных граждан читайте в этой статье нашего сайта. регистрация по виду на жительство.

Давайте внимательно рассмотрим все важные обстоятельства, связанные с регистрацией по месту пребывания иностранных граждан, временно прибывших на территорию России либо изменивших место прежнего временного пребывания на территории страны, и при этом не имеющих права на временное проживание (т. е., не имеющих разрешения на временное проживание в России) либо права на постоянное проживание (т. е., не имеющих вида на жительство в России).

Получение вида на жительство в РФ

Получение разрешения на временное проживание в РФ

Действия иностранного гражданина при оформлении миграционного учета

 Регистрация иностранных граждан по месту пребывания в России носит уведомительный характер.

Это означает, что при выполнении принимающей стороной и иностранным гражданином своих обязанностей в связи с миграционным учетом по месту пребывания, соответствующие чиновники не имеют права отказать в его оформлении по каким-либо надуманным причинам, например, из-за соображений нецелесообразности.

Итак, для оформления регистрации по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в место пребывания на территории России обязан предъявить (но не передать!) принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и гражданскую принадлежность, а также миграционную карту.

Хотелось бы особенно подчеркнуть, что при оформлении иностранному гражданину миграционного учета по месту пребывания изъятие у него принимающей стороной документа, удостоверяющего личность (национального паспорта) и миграционной карты категорически запрещено.

В случае прибытия иностранного гражданина в новое место пребывания дополнительно предъявляется отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания на территории России.

 Снятие иностранного гражданина с миграционного учета по месту пребывания

И все!

Как не удивительно, на этом обязанности прибывшего в Россию иностранного гражданина по осуществлению миграционного учета по месту пребывания заканчиваются.

Ему остается лишь после оформления регистрации по месту пребывания получить от принимающей стороны отрывную часть бланка уведомления о его прибытии в место пребывания с проставленной отметкой о приеме указанного уведомления.

Бланк и образец уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания

Кто может являться принимающей стороной при регистрации по месту пребывания

Давайте разберемся, кто же в соответствии с российским законодательством может быть принимающей стороной при оформлении иностранному гражданину регистрации по месту пребывания на территории России.

Принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина стороной могут являться — гражданин России или постоянно проживающий в России (имеющий вид на жительство в России), иностранный гражданин либо лицо без гражданства.

Именно указанные физические лица и являются на практике самыми распространенными представителями принимающей стороны.

Срок постановки на миграционный учет иностранных граждан в РФ

Однако следует знать, что в соответствии с российским законодательством принимающей стороной могут также являться, например, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства и т. п.

Таким образом, как видно, регистрация иностранного гражданина по месту пребывания (в отличие от регистрации иностранного гражданина по месту жительства), может осуществляться как в жилые, так и в нежилые помещения.

В каких случаях иностранный гражданин должен лично обратиться по вопросу оформления регистрации по месту пребывания

Ранее мы рассмотрели общее правило, в соответствии с которым по вопросу оформления регистрации по месту пребывания иностранному гражданину следует обратиться к принимающей стороне.

Однако, из общего правила имеются исключения, если:

  1. Прибывший в Россию иностранный гражданин имеет право собственности на жилое помещение, которое находится на территории страны, то он может заявить это помещение в качестве места своего временного пребывания. Это означает – он имеет право оформить в нем миграционный учет по месту пребывания. Для его оформления данный иностранный гражданин должен лично представить уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр. К указанному уведомлению, наряду с миграционной картой и документом, удостоверяющим личность, также необходимо дополнительно приложить копию документа, который подтверждает право собственности на соответствующее жилое помещение. Но, с другой стороны, в соответствии с российским законодательством в данном случае иностранный гражданин имеет право и не представлять документы или их копии, подтверждающие право пользования жилым помещением, если имеющиеся в них сведения находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления.

    Получение вида на жительство в РФ

    Получение разрешения на временное проживание в РФ

  2. Имеются подтвержденные документально уважительные причины, которые не дают возможности принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. В этом случае для регистрации по месту пребывания данное уведомление должно быть представлено в орган миграционного учета непосредственно соответствующим иностранным гражданином. К указанному уведомлению и другим необходимым документам, также необходимо дополнительно приложить документы, подтверждающие уважительность причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление, а также копию документа, удостоверяющего личность гражданина России или постоянно проживающего в России иностранного гражданина, являющегося принимающей стороной либо копию документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации, выступающей в качестве принимающей стороны.

Помощь в получении гражданства РФ, ВНЖ, РВП

Полная информация о законном получение РВП. Вида на жительство. Гражданство РФ.

Статья 14. Обязательность регистрации иностранных граждан по месту жительства

1. Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

2. При наличии у постоянно или временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина двух и более жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, он обязан заявить одно из них как свое место жительства и зарегистрироваться по адресу указанного помещения в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом. В этом случае регистрация указанного иностранного гражданина по месту жительства производится с фиксацией сведений о его других жилых помещениях, находящихся на территории Российской Федерации.

Статья 15. Основание для регистрации иностранных граждан по месту жительства

1. Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

2. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.

Статья 16. Порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства

1. Заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, непосредственно — лично или в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — электронная форма) либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.

(в ред. Федерального закона от 08.06.2020 N 182-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

2. Форма заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, перечень содержащихся в нем сведений и требования к его оформлению устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 17. Документы, необходимые для регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства

1. При подаче иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о регистрации по месту жительства в орган миграционного учета или многофункциональный центр представляются:
1) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином:
а) документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
б) вид на жительство или разрешение на временное проживание;
в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением;

2) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации лицом без гражданства:
а) вид на жительство или разрешение на временное проживание;
б) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.

2. Иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе не представлять документ, подтверждающий право пользования жилым помещением (прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в указанном документе, находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. В указанном случае орган миграционного учета самостоятельно запрашивает указанные документы (сведения о содержании указанных документов, выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации) в соответствующих государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

Статья 18. Сроки регистрации иностранных граждан по месту жительства

1. Орган миграционного учета, осуществляющий регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, при представлении иностранным гражданином лично либо через многофункциональный центр заявления о регистрации по месту жительства и документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона, в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и не позднее следующего рабочего дня фиксирует сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в своих учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета.

1.1. В случае, предусмотренном частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона, при получении из государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций сведений о документе, подтверждающем право пользования жилым помещением (договоре социального найма, договоре найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедших государственную регистрацию договоре или ином документе, выражающих содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельстве о государственной регистрации права либо ином документе), орган миграционного учета не позднее следующего рабочего дня проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и вносит сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в учетные документы и в государственную информационную систему миграционного учета.

1.2. В случае поступления в орган миграционного учета документов, необходимых для регистрации иностранного гражданина по месту жительства, в электронной форме соответствующая отметка в виде на жительство или разрешении на временное проживание проставляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в орган миграционного учета оригиналов указанных документов и документа (сведений о нем), подтверждающего право пользования жилым помещением

2. Орган миграционного учета, осуществивший регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, в месячный срок с даты указанной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, выполняет иные необходимые действия, связанные с регистрацией. 

Статья 19. Основания для снятия иностранных граждан с регистрации по месту жительства

 
1) регистрации иностранного гражданина по иному месту жительства;
 
2) прекращения у иностранного гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
 
3) прекращения у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание в Российской Федерации;
 
4) вступления в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной;
 
5) смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;
 
6) установления органом миграционного учета факта фиктивной регистрации по месту жительства. Форма заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
 
2. Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства включает в себя внесение соответствующих сведений в вид на жительство или в разрешение на временное проживание данного иностранного гражданина, а также в учетные документы органа миграционного учета и в государственную информационную систему миграционного учета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *