Вопросы применения главы 18 КоАП РФ «Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации»

20. При рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц за совершение правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, судам необходимо исходить из следующего.

При анализе вопроса о вине юридического лица — принимающей стороны, — не направившего в установленный законом срок в орган миграционного учета отрывную часть бланка уведомления о прибытии в место пребывания иностранного гражданина при его убытии из места пребывания, в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, судам надлежит иметь в виду следующее.

Отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена в орган миграционного учета в течение двух дней со дня убытия такого гражданина из места пребывания.

При этом подпунктом «б» пункта 2 статьи 22 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее — Закон о миграционном учете) на принимающую сторону возлагается обязанность передать иностранному гражданину при постановке его на учет отрывную часть бланка уведомления о прибытии в место пребывания. Однако Законом о миграционном учете не установлена обязанность для иностранных граждан возвратить принимающей стороне названный документ.

В случае, если юридическое лицо — принимающая сторона — не направило в орган миграционного учета отрывную часть бланка уведомления по причине неполучения данного документа от иностранного гражданина, несмотря на предпринятые усилия по его получению (о чем представлены доказательства), но проинформировало о невозможности направления такого документа в уполномоченный орган в указанный двухдневный срок, следует считать, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по исполнению обязанности, установленной пунктом 2 статьи 23 Закона о миграционном учете. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины такого юридического лица в административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

При совершении аналогичных действий индивидуальным предпринимателем вина в совершении административного правонарушения, установленного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, отсутствует по смыслу статьи 2.2 КоАП РФ. При этом исходя из пункта 7 статьи 2 Закона о миграционном учете индивидуальный предприниматель может являться принимающей стороной и, таким образом, признаваться субъектом ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

21. При рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц за совершение правонарушений, установленных частями 1 и 2 статьи 18.15 КоАП РФ, судам необходимо принимать во внимание, что статьей 61 Трудового кодекса Российской Федерации различаются день заключения договора и день, когда работник обязан приступить к выполнению своих трудовых обязанностей.

Таким образом, заключение трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства само по себе не является привлечением иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности и не образует состава административного правонарушения.

Противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.

При этом срок привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение исчисляется с момента обнаружения такого правонарушения или, если привлечение этого конкретного иностранного гражданина либо лица без гражданства прекращено на момент обнаружения, — с последнего дня, когда правонарушение совершалось.

22. Судам следует учитывать, что частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ устанавливается ответственность за неуведомление миграционного органа, а не за уведомление его с нарушением срока.

С учетом этого составом данного нарушения охватываются лишь случаи, когда на момент выявления административного правонарушения лицо не уведомило миграционный орган о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства.

  1. Со стороны иностранного гражданина ФМС должна быть уведомлена о трудоустройстве к физическому или юридическому лицу в течение 2 месяцев со…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *